Разные отары, одни и те же собаки!

Всякий раз, планируя свои поездки на родину, в Таджикистан, стараюсь подгадать прилет к моменту начала перегона, самого благодатного времени для желающих встретить побольше собак. Нагружаемся камерами, заправляем свой вездеход и отправляемся по долам и горам, "заповедным" местам где ждем караваны несметных отар, суровых чабанов с добрыми и отзывчивыми сердцами, бесед в открытом поле на конских попонах за пиалой обжигающего зеленого чая, но самое главное: благородных, неторопливых, почти всегда сдержанных, могучих и уверенных в себе - волкодавов, наших саги дахмарда!

К сожалению не всегда удается расспросить чабанов поподробней о собаках и овцах, это ведь для нас "исследователей" данный топик самый наиважнейший, а для дахмарда самое главное довести овец и коз в сохранности, не потерять ни одного ягненка или овцу, при этом умудрившись, не вступить в конфликт с владельцами  расположенных вдоль дорог пастбищ и угодий.

Поэтому в данной заметке только о проходящих мимо нас в походном порядке отарах и собаках.

Мы скомпоновали видеоролик одного дня, причем оставили за "бортом" несколько отар, из-за объемности материала, а не по соображениям "цензуры" или "предпочтений".

Начнем, пожалуй, с отары, которую мы назвали "отарой Зогчи", так звали черного кобеля, который оказался на удивление очень агрессивным. Приходится много слышать о том, что азиат очень лоялен к человеку, но как мы уже неоднократно писали и говорили, в Таджикистане наверное "неправильные" азиаты. На своем жизненном пути мы встретили не одну тысячу аборигенных САО, посетили бесчисленное количество отар, но ни я, ни Алихон никогда не рискнем подойти к отаре, предварительно не уведомив чабанов, ибо собаки могут покалечить. Другое дело перегон, псы понимают, что они не могут тупо бросаться на каждого встречного. Впрочем, об этом мы писали не раз.

Так вот Зогча, что в переводе с таджикского означает "галка", как правильно поправил меня Алихон, завидев, что мы вышли из машины и начали выгружать оборудование, чтобы начать съемку, с остервенением бросился на нас, поразив своей агрессией. Наш неизменный оператор, друг и "братишка", Сайф, даже не успел начать снимать. 

Пришлось срочно ретироваться обратно в салон джипа. Зогча бы агрессивен не только в отношение пришельцев, но и к своим товарищам по стае и, как нам пояснили чабаны, это объяснялось течкой палевой суки "Анечки".

Отара была из горного кишлака Зиди, Варзобского района, в отрогах горного перевала Анзоб. Зиди родина легендарного таджикского волкодава Барфака, ныне уже ушедшего в страну вечной охоты. Его хозяин известный дахмарда Борон- поэт и философ. Да и  как не стать поэтом и философом в месте, где снежные вершины высоких гор соприкасаются с голубым небом, бьют ключи чистой воды, зеленеют альпийские луга, возвышаются многовековые ели, а по утрам ты просыпаешься от пенья множества птиц?

Чабаны сказали, что идут на юг к границе с Афганистаном в Шахритузский район.  Овцы в отаре все гиссарские очень хорошего качества.

Следующей была еще одна отар из Варзоба. И все по старому сценарию, идут в Шахритуз, овцы отменные, на уровне и волкодавы. Правда основное количество собак хромали, что объясняется сезоном течки у сук. Впечатлил палевый ветеран, но и остальные псы были не хуже. В этом вы сами сможете убедиться посмотрев фотографии и видео.

И третья, встреченная отара была из Варзоба. Картина все та же. Великолепные собаки и очень породные овцы гиссарской породы. Много молодых и самый главный - вожак Босс, серый с белой шеей. В отаре так же была течная сука, из-за которой Бос реально порвал черного кобеля, причем разорвал ему щеку почти до уха. На стоянке я видел как чабаны пытались смазать рану лекарством, но потом сказали, что заживет и так. Если будет время то про эту отару отдельно отпишемся.

Затем мы увидели уже отару из Шахритуза, которая однако летом пасется в варзобских горах. Овцы были, в основном, местной каракулевой породы. Примечательно, что тюркские племена Таджикистана, такие как карлуки, лакаи, кунграды, дурмени и прочие, предпочитают держать каракулевых овец. Собаки однако были также отличные. Правда всего три: черно-белый ветеран, черная сука и двухлетний палевый кобель Алопар. Чабан разрешил нам покормить собак лепешкой и сука с Алопаром охотно подошли став бодро прыгать за подброшенными вверх кусочками хлеба. Из рук, правда, Алопар взял еду только один раз, все оставшееся время он отворачивался от протянутого хлеба.  

Ролик заканчивается собаками из "городской отары", вернее ее владелец, проживает в Душанбе, как и некоторые его дахмарда. Но базируется отара в близлежащих варзобских горах, а путь держит все туда же - на Юг.

Овцы ровные, гиссарцы. Очень хорошо подобраны, как впрочем и собаки. Молодой пегий тянет заднюю правую лапу, скорее всего так же от покусов. К ослу привязан старый ветеран.