Старый Зогча и его команда.

Автор

Бывают дни, когда удача вам особо улыбается и, в кажущейся повседневности вы встречаете нечто необычное и совершенно прекрасное. На своем жизненном пути мы встречали немало славных рабочих волкодавов, одно воспоминание, о которых убеждает, что жизнь наша прожита не понапрасну. Надеемся, что таких встреч будет еще множество и даже после нашего неминуемого ухода из этого мира, по кручам и уступам таджикских гор еще множество долгих лет будут идти бесчисленные отары наших таджикских овец различных пород в сопровождении неизменных их стражей - истинных волкодавов.

К такого рода удачам можно бесспорно отнести и нашу встречу со старым и умудренным опытом таджикским саги дахмарда Зогчей.

Мы увидели  его отару с  дороги и остановив машину отправились разузнать у чабанов, кто они и куда направляются. Чабаны, оказались не многословными, сказав, только, что идут из Варзоба в сторону Шахритуза, и пусть тот факт, что в ряде статей мы пишем об отарах из Варзоба не удивляет наших читателей. Чабаны из одного района, в данном случаи Варзоба, предпочитают и зимовки проводить по соседству, а значит и перекочевку начинают примерно в одно время. На это есть много причин, но основная это то, что всегда рядом есть близкие знакомые или друзья, к которым всегда можно обратиться за помощью.

Собак в отаре было всего четыре один молодой кобель зонарного окраса, молодая светлая сука (оба с темными масками на морде, совсем еще юный черныш и черный с белым галстуком ветеран, по кличке Зогча, что с таджикского переводится, как вороненок.  

Нас отделял от отары глубокий овраг с крутыми, отвесными краями и собаки, полностью полагаясь на естественную преграду, не обращали внимание на "зевак" глазеющих на них с другой стороны "каньона", мирно развалившись возле овец.

Тогда мы попросили одного из чабанов, молодого парня лет 20-ти позвать псов, чтобы снять их в движении. Пастушек стал бросать собакам кусочки лепешки и они дружно бросились к нему, жадно проглатывая их почти не жуя.

Старый Зогча очень впечатлял своей статью, а в особенности прекрасными линями своей головы.  Чтобы сделать более отчетливые кадры, я спустился на дно ущелья  и это мое движение не ускользнуло от глаз волкодавов и они предупреждающе стали меня облаивать.

Некоторое время спустя мы стали свидетелями как отара Зогчи двинулась дальше. Собаки мерно выступали впереди и позади овец и коз, совершенно не обращая внимание на громкие сигналы проезжающих машин и грозный лай собак из соседних отар.  Благо ближайшая отара находилась на другом берегу речушки, а самого рьяного пса из этой отары чабан предупредительно взял на поводок, сделанный из обычной веревки.

Черно-белый пес тоже был великолепный. И это еще раз подтверждает уже нами сказанное, что всякий раз как думаешь, что встретил "лучшего" волкодава, следующий оказывается ничем не хуже. Каждого такого пса хотелось бы иметь в своих питомцах, но факт состоит в том, что такие собаки должны жить и работать в отаре именно там они проявляют все свои природные качества и выглядят наиболее органично.