Доминирование
Взаимоотношения собак внутри отарной стаи очень далеки от той идеальной картинки, которую мы себе рисуем в своем сознании. Собачья стая организована не на принципах беззаговорочного главенства умудренного опытом патриарха, который лежа на скале "совета" , памятной нам по повести о Маугли, раздает приказы своим подчиненным, а они их исполняют с прытью заправских лакеев. Нет у собак пиетета перед опытом, возрастом или красотой сложения. Во главу угла поставлена сила и активность альфа самца. Но в отличии от львиного прайда, поверженный вожак не изгоняется и не убивается, он просто понижается в своем статусе, продолжая нести свою службу. Ведь, в конечном счете, последнее слово в стае всегда остается за чабаном.
Именно чабан решает кому из собак идти с отарой на пастбище или к воде, кому остаться в кошаре, кого наконец, могут отдать для подкрепления другой отары, хотя некоторая доля свободы здесь также присутствует. Так есть псы, которые все время с овцами, внутри стада. Они даже на кормежку не приходят, живут подножным кормом и было даже так, что мы приехав увидеть именно такого пса не могли его застать, так как он уходил с овцами высоко в горы, а ждать до вечера нам было не досуг.
Но все же личностные взаимоотношения между собаками есть и существует иерархия, нарушить которую можно только пойдя на откровенный конфликт, так как доминантный кобель не позволит при себе никаких вольностей.
У собак как и верблюдов или слонов отличная память, они помнят даже то, который из членов их стаи или даже из чужих псов гонял их в щенячестве, а кто был к ним ласков.
Попробуем проиллюстрировать это на нескольких примерах из жизни отарников.
На одном из перегонов мы повстречали отару из Шаартузского района, в которой было три великолепных палевых собаки: два кобеля одногнездка и сука. Мы застали их в слегка интимной обстановке, когда между сильнейшим братом и сукой происходило соитие, а говоря проще они стояли в плотном замке. Чабан наблюдавший в это время за своими овцами, смутившись даже попросил у нас извинение за "их "нехорошее" поведение и удивился когда мы стали активно снимать это "порно". Мы объяснили дахмарда Наиму, что нас как раз и интересуют таки вот сценки из жизни собак, на что он укоризненно покачал головой. Но противится не стал, а наоборот пригласил нас разделить лепешку за нехитрым чабанским дастарханом. Оставив в покое собак мы последовали за ним, а он, к нашему удивлению и радости, привел нас на стоянку другой отары, которая была нам хорошо известна. Ее должны помнить и наши читатели, ведь в этой отаре принадлежащей Ходжи Нозиму собраны великолепные саги дахмарда, фотографии которых, с прошлых наших экспедиций мы уже выставляли. Тогда мы писали о них как о собаках дахмарда Рахмони Ишкободи. Но Рахмон уже ушел из этой отары, а руководит ею другой чабан, кстати выпускник биологического факультета университета, дахмарда Муаллим (учитель, так уважительно называют его коллеги за высшее образование).
Мы вновь имели возможность насладиться красотой и грацией этих замечательных животных. Но изменения произошли не только в людском коллективе. В отаре сменился лидер. Если в прошлом году ею верховодили два тигровых единоутробных брата, один из которых был более возрастным ( у нас есть видео вязки одного из них с черно-пегой сукой), то теперь ею заправляют два более молодых один крапчатый, а второй чорчашмовый.
К сожалению все прошлогодние щенки черно-пегой суки погибли и чабаны очень надеются, что получат новых собак следующей весной.
Мы вновь с огромным удовольствием поснимали этакую красоту. Всякий раз как мы покидаем стоянку пастухов или нас минует проходящая отара остается чувство сожаления, что не получилось сделать достаточно фотографий, хотя делаем мы их не мало, но всегда кажется, что можно было сделать лучше, в более выгодном ракурсе, на более красивом фоне. Однако саги дахмарда это не фото-модели и нас они не слушают.
За пиалой зеленого чая размеренно протекала наша беседа о быте и житье на летних пастбищах, хищниках и прочих напастях. В этот момент вдалеке показались палевые собаки дахмарда Наима, которые благополучно развязались. Мы достали камеры в предвкушении какого нибудь движения в нашу сторону. Но дахмарда Наим сразу предупредил, что его "белые" не дадут собакам дахмарда Муаллима ни одного шанса и не позволят ничего сделать. Он посвистом позвал своих собак. "Наша" стая увидев чужаков с места рванулась в атаку с бешеным лаем. "Застрекотали" наши камеры, готовые заснять великую "битву народов", ну или "кровавую разборку в маленьком Токио", на худой конец. Однако все кончилось вполне тривиально. Два палевых плотно прижав свою подругу с двух боков, сначала встали как вкопанные, а когда стая уже готова была их разорвать гордо выступили вперед и обнажили свои нехилые клыки. Они ни на миг не опустили хвосты. Уже подоспели все 8 или 9 собак "наших" но палевые даже бровью не повели и продолжая грозно рычать сопроводили свою пасию поближе к своему хозяину и гордо улеглись неподалеку.
Собаки конечно же друг друга знают и летовки у них находятся по соседству и скорее всего палевые давно уже доказали свое преимущество в силе, что сделало встречу максимально ритуализированной. Но, тем не менее, это весьма показательный пример доминирования.
Другой пример это взаимоотношений двух сук из "нашей" стаи, где чорчашмовая сука сильно прессовала молодую черно-белую. Ее однопометника она и вовсе убила в щенячьем возрасте. Сейчас, возмужав, черно-белая отыгрывается на чорчашмовой при каждом удобном случаи.
Комментарии: