Ромит - страна альпийских лугов.
Решили пробежаться в сторону Рамита. Вообще Рамит, это поселок который расположен в середине одноименного ущелья. Именно возле этого поселка сливаются реки Сорбо и Сардаи Миёна и начинается одна из крупнейших рек центрального Таджикистана - Кафирниган, который в свою очередь является значительным притоком Амударьи, одной из двух артерий, ранее питавших Аральское море. Сегодня Амударья растащена на полив и практически не доходит до Арала, который из полноводного моря деградировал до соленой лужи посреди Кызылкумов и Каракумов. Но здесь, в верховьях, воды достаточно и она несет жизнь лежащим по ее берегам селениям, а заодно и всем желающим утолить жажду.
Черно-белый кобель трехлеток.
Верховья реки Сардаи Миёна распологаются в узловине из которой можно пройти как в Каратегин (Раштская долина), так и в горную Матчу и Ягноб. Путь этот известен на протяжении нескольких тысяч лет и активно использовался ранее купцами, водившими караваны по Шелковому пути, а сейчас одна из оживленных трасс по которой следуют отары на летние пастбища и обратно. Луга, которые и есть летние пастбища в верховьях Рамитского ущелья изумительные. Местами трава стоит выше пояса, обилие ручьев и родников, совсем не жарко и не донимают комары и мошки. Овцы нагуливают здесь максимальный вес и когда отара идет вниз, то земля содрагается под копытами тысяч и тысяч откормленных баранов.
Старший дахмарда.
Рыже-белый кобель 4-5 лет.
Почти вся стая идет к нам.
Повсюду на этих благодатных луговинах можно увидеть колонии красного сурка, который и составляет в летнюю пору основной кормовой объект белокоготного медведя, снежного барса, волка, лисы, рыси и конечно же приотарных собак.
А на самых крутых скалах как высеченные из базальта изваяния стоят сибирские горные козлы и философски оглядывают раскинувшуюся у их ног горную страну, издревле носившую имя Кухистан.
Баран производитель - гиссарской породы.
Черно-пегий кобель 3-4 лет.
Черный ветеран, но чужак в этой отаре и посему имеющий низкий статус.
Вожак, все время пролежавший в сторонке на берегу Кафирнигана.
Вот туда и мы и решили пробежаться, чтобы перехватить несколько отар, так как они идут все время по хребтам и лишь в паре мест выходят на автомобильную трассу. Отара нам в тот день досталась всего одна. Она отдыхала после перехода на берегу Кафирнигана. Овцы пили воду, козы ощипывали листья с прибрежных ракит, а чабаны разворачивали стоянку и в первую очередь кипятили воду для чая.
Нас, конечно в первую очередь, интересовали собаки. Их было немало. Несколько ветеранов и несколько молодых собак. Иметь мало собак при отаре в верховьях Рамита непозволительная глупость. Медведь не всегда довольствуется сурками и довольно часто совершает набеги на отары. и тут без отважных и злобных собак никак не обойтись.
Участники экспедиции.
Местный тяжеловоз.
Именно по этой причине отары, которые стоят летом в Рамитском ущелье особо изобилуют отличными и злобными собаками. В таких местах невозможно обойтись номинальными тремя четырьмя собачками. Мы уже не раз писали о прекрасных собаках Ходжи Сафара, Ходжи Низома, Ходжи Мирзокарима, которые стоят в отрогах Ромита, а также о собаках знаменитых и отважных дахмарда из высокогорного селения Гузн, Матчинского района. Неизгладимое впечатления на нас произвели и собаки дахмарда Давлата из кишлака Дарг, Айнинского района, рыжие псы которого останавливают чужаков задолго до их приближения к овцам.
Дикая боярка, особенно хороша в виде варенья. Но кабаны ее уважают и в сыром виде, как впрочем и мы.
Такими псами обладала и эта единственна встреченная нами в Ромите отара. Со временем мы зальем и видео, но пока можете просто полюбоваться на этих рабочих собак и восхитительные виды Ромитского ущелья.
Комментарии: