Приотарные собаки кыргызов Восточного Памира, Таджикистан.
На высокогорьях Восточного Памира в Долине реки Мургаб, на бескрайних и завараживающих марсианских ландшафтах неописуемой красоты, где от высоты более 4 тысяч метров над уровнем моря вода закипает при 80 градусов, а воздух почти не питает кровь кислородом, тоже есть скотоводство, а значить и собаки которые охраняют отары и стада яков.
Кыргызы были последними из тюркских народов, которые стали заселять Центральную Азию, а на Восточный Памир они стали проникать лишь в конце 16 века. Как свидетельствует Википедия :"Памирские киргизы — этнические киргизы начали заселять высокогорный Памир в несколько этапов с 1575 года[1].
Яки, основной источник молочных продуктов, шерсти, мяса и кожи для кыргызов Мургаба.
Из шерсти валяют войлок, а помет используется в качестве топлива.
У кыргызских собак мы почти не встречали прибылых пальцев на задних ногах.
Скот здесь мельче чем в более низких районах, местной породы.
Кыргызы на протяжении многих веков вполне уютно чуствуют себя в юртах. Проезжающие туристы частенько останавливаются в юртах на ночевку. Экзотика.
Кыргызы очень гостепреимны и никогда не отпустят вас пока не накормят мясом и йогуртом (джургот). Вкуснее ячьего джургота, наверное, ничего нет.
Кыргызы частенько режут уши своим собакам, но только кончики.
Стадо яков уходит в горы.
Вторая волна киргизов переселилась в Памирское высокогорье в 1920-х — 1930-х годах ХХ века с целью избежать экспроприации скота после установления советской власти в Киргизии".Кыргызы откочевали в эти суровые, хоть и красивые, края вместе со своими кибитками, скарбом, женами, детьми и, конечно же, скотом , а значить и собаками.
За время наших экспедиций, мы неоднократно бывали в Мургабе, за перевалом Куйтезак в районе Аличура, озер Яшилькуль, Каракуль, Зоркуль и всюду встречали скотоводов кыргызов, которые разводят местную породу овец, коз, яков и лошадей.
В таких суровых условиях где даже вездесущая мобильная связь не всегда доступна отважным чабанам приходится надеятся только на свои силы и на своих собак, которые защищают скот от множества волков, снежных барсов и медведей.
Самое интересное, что в стойбищах кыргызов мы не встречали "азиатов", а в разговорах с нами они говорили, что большие собаки на Восточном Памире не выживают.
Хотя если честно, то наш большой друг и брат Атобек Бекмуроди, начальник охотничьего лагеря в Мургабе, держит у себя несколько "азиатов", приобретенных в различных питомниках. Но там всегда вдосталь мяса и других продуктов, да и бьет горячий источник.
Вернемся же к собакам кыргызов. Они больше походят на лаек и мы с нашим другом и ученым с большим именем Андреем Поярковым сделали предположение, что они потомких древних лайкодных собак приведенными кыргызами со своей исторической родины Алтая.
На высокогорье Восточного Памира солнце безжалостно палит ультрофиолетом, так что за одинь день кожа становиться почти черной.
У этого пса очень интересный окрас, как у австралийской овчарки.
Волки нападают не только на домашний скот, их основной добычей является архар (баран Марко Поло) и козерог. Рогами убитых ими и барсами животных усеян весь Восточный Памир.
Терескен- тоже основной источник топлива и пропитания для скота.
Прекрасный восход.
Архары.
Азиаты Атобека отгоняют осла от лагеря.
Козероги.
Беркут.
Самка снежного барса, тоже противник собак. Эту отбили у браконьеров, а недавно выпустили в дикую природу.
По виду они очень однотипны, со стоячими или полустоячими ушами, закрученным хвостом. Среди тех, что нам довелось увидеть преобладали собаки светлого окраса с неявным выраженным чепраком. Высота в холке примерно сантиметров 55-58. Морды заостренные, но хорошо заполненные, глаза темные. Шерсть грубая с плотным подшерстком. Отличаются злобностью и очень недоверчивы.
По всей видимости для более скурпулезного изучения этих собак необходимо предпринять отдельную экспедицию, сконцентрировавшись на обмерах, забором образцов ДНК, изучением повадок и поведения.
Комментарии: