Приотарные собаки Таджикистана

Авторы

Собаку создал, о, Заратустра, я, Ахура-Мазда,
Одетую в свою одежду, обутую в свою обувь,
Бодрствующую, острозубую,
Получающую долю мужа для охраны мира.
Так я, Ахура-Мазда,
Собаку предназначил быть стражем
От племени туранского, покуда стоит твердыня
Истины, покуда стоит мир.
Авеста. Видевдат Фрагард 13. Собака. Строфа 39. 

Введение

Приотарная собака Таджикистана, это отдельная, но не замкнутая популяция приотарных собак Центральной Азии. Эти собаки отличаются достаточно крупными размерами (62-75см в холке), злобным характером, отличными охранными качествами, бескомпромиссностью в защите имущества и скота от воров и хищников. Еще одной важной чертой является умение приспосабливаться к самым разным условиям окружающей среды, способность переносить длительные голодовки при сохранении работоспособности, навык добывать пропитание совершенно самостоятельно. Этих собак можно встретить и высоко в горах, где господствует практически арктический холод и в пустынях выжигаемых беспощадным солнцем. 

История происхождения

Несомненно, история происхождения приотарных собак тесно связанна с историей одомашнивания коз и овец.  

По литературным данным, «Одомашнивание овец происходило, по-видимому, в трех основных центрах — европейском, ближневосточном и центрально-азиатском. По-видимому, раньше всего — около 9000 лет до нашей эры — был приручен в Передней Азии местный дикий баран — азиатский муфлон (Ovis ammon orientalis). Он вместе с очень близкими к нему формами до сих пор населяет горы Передней Азии и южные части Средней Азии и характеризуется средними размерами, более или менее однообразной песчаной окраской и присутствием у самцов на нижней части шеи длинных волос в виде гривы. 

Имеется много оснований предполагать, что домашние овцы, происшедшие от азиатского муфлона, проникли в Западную Европу еще в новокаменный век. По крайней мере, в кухонных остатках в Дании и из швейцарских свайных построек, относящихся к этому времени, известна так называемая торфяная овца, обнаруживающая большое сходство с древними переднеазиатскими овцами. Значительно позднее, по-видимому, не более 4000 лет назад, в Европе был дополнительно одомашнен европейский муфлон (Ovis ammon ammon), сохранившийся в диком состоянии до наших дней лишь на островах Корсика и Сардиния. Этот баран характеризуется относительно мелкими размерами, отсутствием гривы и значительной примесью в окраске черного цвета. Его одомашненные потомки, по-видимому, смешались с торфяной овцой и поглотили ее на территории большей части Европы. Наконец, в третьем центре — центрально- азиатском, как полагают многие исследователи, был одомашнен очень крупный одноцветно-песчаный с огромными спирально закрученными рогами аргали (Ovis ammon ammon). Свойственные некоторым домашним породам сильно закрученные рога являются, надо думать, наследием от аргали». (по материалам сайта http://www.zoofirma.ru/knigi/zoologija-pozvonochnyh/3697- odomashnivanie-ovets.html). 

Собака, конечно, была одомашнена раньше и так как уже кроме охотничьих функций несла функции охраны жилища, то охрана имущества, в виде домашнего скота, была воспринята, скорее всего, автоматически. В течение времени выделились специализированные собаки, которые лучше были приспособлены к несению караульной службы именно при отарах.

С распространением овцеводства распространялись и собаки охранявшие отары. Именно поэтому наблюдается такая схожесть приотарных собак по всему региону их распространения от Европы до Монголии и Тибета.

В священной книге иранских народов Авесте, ниспослание которой относят к середине второго тысячелетия до нашей эры, уже упоминается собака страж дома и скота. Причем собака, по заветам наших предков имела право на одну мужскую долю еды. Она была хранителем очага, воином, защитником стад и имущества. Доктор наук Института истории АН Таджикистана Наргиз Ходжаева рассказала нам интересный факт, что с авестийских времен на территориях, заселенных иранскими народами, включая скифов, согдийцев, хорезмийцев, бактрийцев, кушанцев, курдов, алан и прочих, существовали особые семьи, которые владели священными собаками. Эти собаки использовались при похоронном ритуале зораастрийцев. В их задачу входило очищение костей усопших от плоти, после чего кости собирались в специальные сосуды (асуарии). В одной из книг Авесты Ведевдат, в главе посвященной собаке, говориться, в частности: «45. Пищу ест как священник, неприхотлива как священник, незлоблива как священник, довольна и малой долей как священник. В этом она как священник. Держится впереди как воин, сражается за скот благодатный как воин, она - позади и перед домом как воин. В этом она как воин. 46. Бдительная, спящая чутко как скотовод, она -- перед и позади дома, позади и перед домом как скотовод. В этом она как скотовод». 

На древних петроглифах, по всему Таджикистану, можно встретить изображение собак, вечных спутников человека.

Но не будем вдаваться в далекую историю, ибо наш интерес сосредоточен на аборигенной пастушьей собаке стран Центральной Азии, конкретно Таджикистана. Мы сконцентрировали свое внимание именно на таджикских собаках, потому, что, хотя нам и доводилось встречаться с этой породой и в Кыргызстане, Туркменистане, Узбекистане, Афганистане и Иране, всей полнотой информации о состоянии породы в этих странах мы не обладаем. Что же касается Таджикистана то здесь, нами и нашими коллегами проделана колоссальная работа по сбору материалов и изучению состояния породы. Как нам видится, на данный момент равнозначного по полноте и качеству материалов по приотарным собакам Центральной Азии, нет ни из одной страны расселения этой собаки. Нужно отдать должное коллегам из других стран, которые ведут аналогичную работу, что позволит, в дальнейшем, получить общую, полную картину состояния породы по всему ареалу ее распространения. 

Хотелось бы остановиться на теории происхождения догообразных собак, в том числе и приотарных от тибетского мастифа. Если взять эту теорию за основу, то получается, что овца была одомашнена на западе, а собака для охраны отар на востоке и они двигались навстречу друг другу направляемые очевидно самим Провидением. Нам думается, что все значительно проще и тибетский мастиф не предок, а самый отдаленный потомок. Конечно, вопрос этот еще ждет своего исследователя, но по крайне мере в этом предположении значительно больше логики. 

Примерно около 4000 лет назад из большого массива приотарных собак, начинают выделяться группы связанные с определенными областями. Свидетельством этого могут служить находки изображения собак с Олтын- тепе, практически неотличимые от приотарных собак ныне известных как среднеазиатская овчарка.

Сразу надо оговориться, что в центрально-азиатском регионе было известно всего две «породы» собак – приотарная собака и борзая (в нескольких формах). Среди таджиков и других персоговорящих народов первая известна как «саги чупони» или «саги даhмарда» и вторая как «саги този», то есть «арабская», что указывает на ее проникновение в ЦА вместе с арабами.Стоит уточнить, что борзая в Центральной Азии была известна и ранее арабского завоевания, (мумия борзой обнаруженная на городище Хисорак и часть фрескок из Пенджикента изображающие охоту с борзыми, 7в.н.э., по материалам Пенджикентской археологической экспедиции. Вып.15. Отчеты о полевых работах экпедиции 2012г. СП., 2013. Доклад Павла Лурье в Париже). но тем не менее за ней закрепилось это название, так как именно арабы привели сюда вислоухих борзых, типа салюки. Местные борзые имели уши «в закладе». Такие собаки и ныне встречаются в Афганистане и называются «лучак» (голые) из-за короткой шерсти. 

Мумия собачки в сравнении с согдийскими изображениями собак

\

С присоединением многих районов Центральной Азии к Российской империи и проникновении в регион собак других (европейских) пород, последние стали называться «саги уруси» (русская собака, независимо от породы и даже дворняжки). «Саги чупони» нередко стали называть «саги тоджики» (таджикская собака), в районах с преимущественно таджикским населением, причем независимо от национальной принадлежности самих чабанов. 

«Саги чупони», конечно использовалась не только для охраны отар. Она охраняла дворы и сады, 

сопровождала караваны и выполняла прочую работу, где была нужда в крупной и злобной собаке.

Очень примечательно, что во время перегона собаки мирно шествуют, сопровождая отары по густонаселенным районам, почти не вступая в свары и драки с собаками этих поселков и городов, не проявляя агрессии к людям. Вы можете смело приблизится к ним и только при явной угрозе с вашей стороны, собаки могут провести демонстративную атаку. Но в большинстве случаев, нам удавалось не только приблизится к ним, но даже подкормив гладить их, а с позволения пастухов и обмерить . Но стоит только отаре остановиться на отдых и вбить первый колышек для палатки, как собаки берут «свою» территорию под охрану и вот здесь уже если вы захотите приблизится к овцам, вам придется окликнуть пастухов ибо в противном случаи это чревато покусами. Приотарные собаки четко знают и распознают границу своей ответственности и при приближении машины или путника с предупреждающим лаем бросаются вперед, встречая их на виртуальной границе, при пересечении которой вы подвергаетесь серьезной опасности. 

После Октябрьской революции, при практически поголовной коллективизации, освоении земель, ранее использовавшихся под пастбища, бурной индустриализации региона и как следствие притока большого количества населения из европейской части СССР, которые везли с собой собак различных пород, по приотарной собаке был нанесен первый, весьма чувствительный удар. Численность «саги чупони», значительно сократилась, а при распространении болезней, ставших вторым ударом, привезенных европейскими собаками, к которым местные оказались неприспособленны, в некоторых регионах исчезла полностью. Что касается «саги този», то в областях, вошедших в Таджикистан, она вымерла совершенно. 

Советское правительство пыталось заниматься «саги чупони», получившей в советской кинологии название «среднеазиатская овчарка», но усилия эти были достаточно вялыми и не улучшали сложившуюся ситуацию. В то же время часть поголовья была переведена в заводское состояние и получила распространение за пределами своего природного ареала.

Современное состояние популяции

Мы начали интересоваться «саги чупони» примерно с 1974 года. Работа нашего отца была связанна с командировками в самые отдаленные уголки Таджикистана. При любой возможности он брал нас с собой. Тогда мы впервые попали к чабанам, жили на зимних пастбищах, вместе с детьми чабанов выгоняли по утрам скот на пастбище. И всегда нас там сопровождали собаки. Те самые о качествах, которых нам рассказывала в свое время наша бабушка. Ее семья была традиционно скотоводческой. Они держали большое количество овец и при этих овцах, конечно, были собаки. Некоторым из этих собак бабушка посвящала отдельные повествования. 

После развала СССР и в период гражданской войны в Таджикистане ситуацию с «саги чупони», наверное, можно охарактеризовать как катастрофическую. Сразу по окончании войны и подписания мирных соглашений в страну вернулось много беженцев, начался процесс мирного строительства. Новый толчок получило развитие животноводства, появилось много частных отар (на сегодня практически все отары находятся в частных руках) и конечно в приложение к отарам требовались собаки. Ведь не зря существует пословица – «сначала собака, потом собака, затем собака и только затем пастух».

Начиная с 2005 года мы начали изучать состояние поголовья «саги чупони» в Таджикистане. 

Первая экспедиция была спонтанная. Приехал Арунас Дерус из Литвы в конце 2005 года. Он, при нашей поддержке, проехал по зимникам, наверное, пару тысяч километров. Отснял часа три видеоматериалов. Именно после той экспедиции мы поменял свое мнение о состоянии популяции «саги чупони» в Таджикистане. Оно оказалось в значительно лучше, чем мы предполагали. С тех пор мы и начали организовывать ежегодно такие экспедиции. Всегда стараемся пригласить участников из других стран. К нам приезжали из России Игорь Семенов, Юрий Горелов, Андрей Поярков, Луиза Мамаева, Юлия 

Еремович, из Украины Алёна Польшина и Андрей Корж, из Италии Луиза Конти и Эдоардо Силвотти. Теперь мы ездим два раза в год – осенью и весной. Стараемся приурочить ко времени окота и перегонам. Это самые сложные и интересные моменты в жизни, как отары, так и собак при ней. При этом во время перегона можно увидеть намного больше отар и соответственно собак за день, чем на постоянных стоянках. На сегодня мы не только ездим и фотографируем собак. Ведем видеосъемку, так как есть идея на основе съемок Арунаса Деруса (Литва), Андрея Коржа (Украина) и наших сделать фильм о приотарных собаках Таджикистана. Есть еще замечательные видеосъемки у Игоря Семенова.

Последние два года мы так же брали пробы ДНК, это затеял Андрей Поярков. Но пока эти материалы находятся в обработке. Мы так же делали промеры собак. Часть этого материала мы презентовали на «Первой международной конференции по аборигенным собакам мира» в Алматы. Сначала была еще идея создать стандарт приотарной собаки, но сейчас нам лично эта идея не нравится. Кто и где будет придерживаться этого стандарта?

И потом, каждый стандарт намного уже реального 23

положения вещей. Думаем, можно ограничиться просто грамотным описанием и зафиксировать то, что есть здесь и сейчас.

По нашим подсчетам, на сегодня при отарах в Таджикистане находится от 15 до 20 тысяч собак «саги чупони». Какое-то поголовье есть в кишлаках, так или иначе связанных с животноводством. В типично земледельческих районах «саги чупони» представлены спорадично.

Очень часто приходится слышать, что в былые времена собаки при отарах были, крупнее, мощнее, злобнее 

и т.д. Однако изучение материалов, собранных в 30-е - 50-е годы 20-го века Мазовером, Пильщиковым, Лабунским убеждают нас в том, что собаки за эти годы практически не изменились. Конечно, тогда встречались особо крупные собаки. Но такие встречаются и сейчас и это вовсе не означает, что вся популяция была таковой.

Приотарная собака, во многом ведет жизнь схожую с жизнью волка и практически по всем параметрам ему соответствует.

Образ жизни и работа

Работа приотарной собаки достаточно сложна и разнообразна. Внешне это выглядит просто как охрана стада. В принципе так и есть, так как «саги чупони» практически не пасут скот, хотя некоторые элементы пастьбы можно наблюдать. Для работы в отаре нужна стая собак.

Именно стая делает из щенка настоящую приотарную собаку. Сначала мать, а потом и другие собаки стаи при поддержке чабана день за днем выплавляют из сырой крицы, которой является щенок, сначала железо, потом из железа сталь, а потом из этой стали булатный клинок. Щенок, который вырос вне отары, не обладает огромным количеством необходимых для жизни в отаре качеств. Он не умеет переносить постоянный голод, выдерживать колоссальные нагрузки, терпеть жару и холод, добывать себе пропитание, противостоять хищникам. Собаки, выросшие вне отары очень непросто, а иногда и вовсе не приживаются в отаре, попадая туда взрослыми. Более того, зачастую собаки, выросшие в отаре, прожив несколько лет во дворе, уже не могут работать в отаре.  

Структура стаи при отаре мало чем отличается от структуры стаи волчьей. Кобель-вожак, сука, два-три кобеля разного возраста, включая молодых собак и щенки. Кобели, находящиеся в подчиненном состоянии все время пробуют вожака «на прочность», стремясь повысить свой статус в стае. Конечно, происходят столкновения. В такой борьбе растет как мастерство молодых кобелей в схватке, так и их положение в стае. В своей стае. Собака, которая, не зависимо от своего ранга в стае, на волка или медведя не пошла, уничтожается или от нее избавляются тем или иным способом. Чабан в вопросах защиты отары во многом полагается на собак и ему вовсе не нужны ненадежные сторожа.  

Случаев, когда собака реально брала волка (то есть или убивала или держала до подхода чабана), мы знаем несколько. Не всегда это делал вожак. Что касается сук, то такие случаи нам не известны. Знаем много случаев, когда сука брала шакала или лису. Кстати, лиса тоже может очень прилично вредить в период окота, так как задавить новорожденного ягненка для нее не составляет труда. Знаем несколько случаев, когда стае собак удавалось убить молодого медведя. Но основная задача собак не схватиться с хищником, а не допустить его к отаре, отогнать. 

Скоротечные схватки собак в одной отаре происходят регулярно. Собаки выясняют, кто главнее. Бывает, что такой поединок затягивается – это когда статус и силы собак примерно равны. Чабаны, обычно в такие разборки не встревают, разве что они принимают уж очень кровавый характер. Схватки собак из разных отар происходят по нескольким схемам:

А) Отары сближаются и собаки выходят вперед к точке соприкосновения. Молодые из двух стай выстраиваются перед фронтом своей отары и облаивают противников. Вожаки при этом могут и вовсе не подходить, а только издали обозначают свое присутствие голосом. Если отары расходятся, то и собаки могут ограничиться простой демонстрацией. Однако нередко 

нервы у кого-то из молодых или суки не выдерживают, и они бросаются на собак другой стаи. Тогда и остальные включаются в общую потасовку. Потасовки такие опять же скоротечны и абсолютно не одобряются чабанами;

Б) Опять же при сближении отар стаи выходят вперед. Вожаки выходят еще дальше и практически соприкасаясь, демонстрируют свои намерения не допустить противника на свою территорию. При этом бывает, что они кусают членов своей стаи пытающихся влезть «поперек батьки». После демонстрации стаи расходятся;

В) То же самое, но вожаки все же вступают в схватку. Свои стремятся поддержать, и драка может стать всеобщей;

Г) Ну и столкновения кобелей за течную суку. Тут бывает и низкостатусный кобель схлестывается с вожаком, показывая чудеса героизма. Иногда к суке пытается приблизиться кобель из другой отары. В таком случае он подвергается нападению всех кобелей стаи. Поэтому в этот период очень много покалеченных собак в отарах. У нас есть съемки, на которых кобели атакуют кобеля стоящего с сукой в замке. 

Смертельные исходы при столкновениях случаются. Но их не так много.

Не каждый матерый кобель становится вожаком стаи. Такое удается единицам. Тут не то, что вожаком стать, тут выжить не просто. По нашим наблюдениям, порядка 70% собак гибнет в первый же год жизни. До 5-6 лет доживают немногие, а порог 10-тилетия пересекают отдельные особи. Тем не менее, есть собаки, которым 12- 14 лет и они все еще ходят с отарой.

Случается, что собака изгоняется из отары. Обычно когда один из молодых кобелей особенно активно соперничает с вожаком и вожак просто начинает сильно его прессовать. Так же бывает, что собака отстает от своей отары и теряется. Чабаны, в общем, стараются не допускать таких потерь. Но все, же случается. Такие собаки не остаются бродить сами по себе. Они либо прибиваются к другой отаре, либо во двор, в каком либо кишлаке.

Основная задача «саги чупони» сохранить овец от посягательства хищников и воров.

Волки живут в том же пространсве, что и приотарные собаки. Собаки хорошо знают «своих» волков, 

так же как волки знают «своих» собак. Обычно волки идут от отары к отаре и пробуют к ней пробиться. Если собаки настороже, то волки разворачиваются и уходят. Если собаки «проспали», то волки атакуют отару. Реально, потери от волков невысоки, так как собаки противостоят им достаточно эффективно.

Что касается противостояния медведю, то именно медведь и есть основной противник «саги чупони» на летних пастбищах в Таджикистане.

Мы встречали десятки собак покалеченных медведями. В то время как собак покалеченных волками не видели вовсе. Со шрамами от волчьих зубов это да. А вот разорванные ноздри, свороченные на сторону челюсти, переломанные ребра и ноги, выбитые глаза – это все медведь.

Жизненный цикл

Ранней весной или в конце зимы сука роет недалеко от кошары нору в земле или в стогу сена, где и рождаются щенки. Обычно, этот момент совпадает с началом окота коз и овец и у суки достаточно пищи в виде последов и павших ягнят. Чабаны зачастую уничтожают большую часть щенков, оставляя под сукой 2-3, на их взгляд, самых перспективных. Через несколько дней после рождения щенкам обрезают хвост и уши и больше чабан в процесс практически не вмешивается. 

Щенки, как только выходят из норы, знакомятся с другими членами стаи, с овцами и чабанами, начинают познавать окрестности.  

Когда окот овец заканчивается и в горах сходит снег, отары начинают подниматься в горы. Это самый трудный период в жизни щенков. Не все могут идти за отарой по 20-30 км в день. Некоторые отстают и теряются, некоторые погибают от недостатка пищи, под колесами автотранспорта или тонут при форсировании водных преград. Иногда, самых маленьких, чабаны везут на ослах или перевозят на машине, но так бывает не всегда. На летних пастбищах чабаны практически полностью прекращают, какую либо подкормку собак, которая впрочем, и в остальное время года весьма скудная. Собаки самостоятельно добывают себе пропитание, охотясь на сурков и мелких грызунов. Нередко стаей нападают на молодых кабанов, а иногда и на матерых кабанов-секачей. Случается, что кабаны убивают молодых собак, которые не успевают увернуться от грозных клыков. Первое время мать подкармливает щенков, но постепенно они сами осваиваю приемы добывания пищи. При этом собаки не забывают своей основной функции – охраны отары. Они отважно отгоняют хищников и находят отбившихся от отары овец. 

С началом осени отары начинают спускаться на равнины. Те из щенков, кто выжил, уже занимают свое место в иерархии стаи. Они включились в работу....

Перспективы сохранения в будущем

Ранее мы уже говорили, что еще во времена СССР часть поголовья «саги чупони» или как их официально называли «среднеазиатской овчарки» была переведена в заводское разведение.

Порода стала популярной, особенно в России и Украине из-за своих превосходных охранных качеств и способности приспосабливаться к самым разнообразным условиям окружающей среды и кормления. 

Но было в этом одно большое «но»!

Стандарт, разработанный Мазовером, опирался в основном на собак Туркменистана, которых Мазовер назвал «лучшими». В чем они были лучше таких же собак Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, тайна, которую Мазовер унес с собой в могилу. Тем не менее, написанный им стандарт в общих чертах правильно показывал приотарную собаку (саги чупони). В разных вариантах стандарта рост собаки оговаривался в пределах от 63 см до 75 см. Однако странным образом всюду стала звучать фраза « желателен более высокий рост при сохранении общей гармонии». Для чего желателен, не пояснялось. Однако утверждалось, что более крупная собака лучше может противостоять волку. Началась погоня за ростом, на гармонию никто не обращал внимания. Вторым отрицательным фактором заводского разведения стало увлечение боями. Собак стали отбирать не только по росту и весу, но и по агрессивности к другим собакам. Для победы были хороши все методы, в том числе и метизация с другими породами. 

На сегодня в массе своей приотарные собаки Таджикистана не вписываются в последний стандарт, принятый в России. То есть это уже фактически разные породы. Существование породы в России и других странах за пределами естественного ареала обусловлено совершенно другими факторами, ничего общего, не имеющего с существованием приотарных собак в Таджикистане. 

В настоящее время отгонное животноводство в Таджикистане переживает свое второе рождение. Традиция управления отарой и содержания при ней собак, сильно пострадавшая в конце 20-го века, все же сохранилась. Остались чабанские династии, на протяжении десятилетий 

имеющие свои линии собак. Остались собаки, которые продолжают работу, начатую тысячелетия назад. Так что будущее «саги чупони» может и не безоблачное, но не вызывает никаких сомнений. Пока есть отара и чабан, гонящий ее по древнему тракту, будет и собака, чтобы ее охранять.